Техника окрашивания тканей БЭНИ ИТАДЗИМЭ (紅板締め) Я не раз писала о культуре скрытой роскоши и как следствие бытовании яркого нижнего белья и подкладок у женских кимоно. Сегодня я бы хотела рассмотреть одну из техник украшения таких вещей. Бэни итадзиме, бэни ита или кё бени - это разные названия тканей из тонкого шёлка, украшенных красным рисунком по белому фону, который создавался разновидностью метода итадзимэ сибори (板締め 絞り). КОРОТКО О СУТИ ТЕХНИКИ: Тончайший шёлк складывается в 8 слоёв и помещается между деревянными блоками, на которых вырезан рисунок. "Сэндвич" из ткани и досок зажимается аналогом струбцин. И вращаясь поливается сначала горячей водой, затем горячем красителем. Затем ткань ополаскивается и высушивается. Одной из особенностей техники является использование досок, покрытых лаком спереди и сзади но чистых по кромкам, что необходимо для пропитки досок водой во время их 2-х недельного замачивания перед окрашиванием. Также интересным нюансом является факт, что чтобы шёлк не соскальзывал с лакированных досок их перед процедурой окрашивания покрывают крахмалом. Такие шелка использовались исключительно для женского нижнего белья, дзюбанов, подкладок кимоно а также нижних кимоно донуки. Вплоть до 18 века центром производства тканей бэни итадзиме был Киото. После техника просочилась в г. Такасаки префектуры Гумма, который стал центром производства тончайших шелков. Сначала в качестве красного красителя бэни использовали - драгоценную краску из лепестков сафлора. В 1845 г. её стали заменять или смешивать с более дешёвыми саппаном (Caesalpinia sappan L.) и куркумой (Curcuma longa L.). А в 1875 г. появились химические красители. В конце эпохи Мэйдзи и начале Тайсё местное производство бэни итадзимэ переживало бум популярности. Но после того как донуки вышли из моды производство стало угасать. И в 1932 г. в Такасаки была закрыта последняя фабрика, специализирующаяся на этой технике. текст©Рина Румянцева #кимоно_ткани@kimono_inspiration #кимоно_техники@kimono_inspiration #история_кимоно@kimono_inspiration